Menu

Психология развития и возрастная психология (магистратура — зачет)

Вопросы для подготовки к зачету
«Психология развития и возрастная психология»

1. Исторический анализ понятия детства. Детство как социокультурный феномен.
2. Стратегии и методы возрастной психологии. Взаимодействие концепций психического развития и методов его исследования.
3. Понятие психологического возраста. Проблема периодизации детского развития.
4. Динамика и закономерности детского развития. Развитие как смена стабильных и критических периодов.
5. Структура и динамика возраста. Понятие о социальной ситуации развития. Понятие психологического новообразования.
6. Биогенетический принцип в психологии. Преодоление биологических подходов к исследованию психики ребенка.
7. Нормативный подход к исследованию детского развития.
8. Современное состояние проблемы наследственности и среды, биологического и социального.
9. Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития». Проблема сензитивных периодов.
10. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности (А. Леонтьев, Д. Эльконин).
11. Периодизация детского развития как смены типов ведущей деятельности Д.Б. Эльконина.
12. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина, типы ориентировки и их связь с психическим развитием ребенка.
13. Современные периодизации развития в отечественной психологии. В. Слободчиков о пяти ступенях развития человеческой субъектности.
14. Теория классического психоанализа З. Фрейда. Основные понятия, стадии психосексуального развития.
15. Психоанализ детства в исследованиях М. Клейн и А. Фрейд.
16. Основные понятия и стадии психосексуального развития в эпигенетической концепции Э. Эриксона.
17. Проблема развития поведения в классическом бихевиоризме.
18. Эволюция теории социального научения и основные экспериментальные исследования.
19. Теория интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже. Стадии интеллектуального развития.
20. Кризис новорожденности. Комплекс оживления. Социальная ситуация психического развития ребенка в младенческом возрасте. Ведущий тип деятельности. Влияние разлуки с матерью на психическое развитие ребенка.
21. Основные психологические новообразования младенческого возраста. Характеристика кризиса первого года жизни.
22. Орудийно-предметная деятельность — ведущий тип деятельности в раннем детстве. Развитие речи ребенка.
23. Психологические новообразования раннего возраста. Характеристика кризиса трех лет.
24. Игра как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте. Теории детской игры.
25. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развитие личности ребенка в дошкольном детстве.
26. Основные психические новообразования, характеризующие границу дошкольного и младшего школьного возраста. Характеристика кризиса семи лет.
27. Социальная ситуация психического развития ребенка в младшем школьном возрасте. Проблема готовности к школьному обучению.
28. Учение как ведущая деятельность. Развитие мотивов учения. Основные психологические новообразования возраста.
29. Характеристика общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками и его роль в психическом и личностном развитии.
30. Классические исследования подросткового возраста. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Формы и причины девиантного поведения.
31. Чувство взрослости и его формы. Интимно-личностное общение как ведущий тип деятельности в подростковом возрасте.
32. Психосексуальное развитие подростка. Общение подростков со сверстниками его роль в психическом развитии.
33. Отношения подростков со взрослыми. Влияние образа взрослого на развитие Я-концепции подростка.
34. Общая характеристика юношеского периода развития. Юношеская субкультура. Социальное самоопределение в юности.
35. Отличительные особенности самосознания в юности. Особенности юношеской дружбы и любви.
36. Характеристика молодости как начального этапа зрелости.
37. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.
38. Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте.
39. Ранние теории развития: философия образования Локка, образовательный метод Руссо.
40. Философия образования М. Монтессори. Периоды чувствительности. Раннее домашнее образование.
41. Стадии нравственного развития по Колбергу. Нравственное мышление и нравственное поведение.
42. Жизненный путь человека как отражение особенностей развития. Особенности субъективной картины жизненного пути на разных возрастных этапах.
43. Влияние порядка рождения на психическое развитие ребенка.
44. Акмеологический подход к развитию зрелой личности. Понятие зрелости. Критерии зрелости.
45. Влияние структуры семьи на психическое развитие ребенка.
46. Общение со сверстниками. Дружба, особенности ее развития.
47. Морально-этический кодекс подростничества. Общество сверстников в школе и вне ее. Подросток в спорте.
48. Подросток в неформальных молодежных объединениях.
49. Сексуальные отношения между подростками.
50. Отношения подростков со взрослыми. Отношения между родителями и подростками.
51. Самостоятельность и зависимость. Конфликт ценностных ориентаций.
52. Юношеская субкультура, ее особенности.
53. Отличительные особенности дружбы в юности: эмоциональность, индивидуальность, интимность, склонность к исповедальности.
54. Психосексуальное развитие. Взаимоотношение полов.
55. Девиантное поведение.
56. Кризис 30 лет как расхождение между областью наличного и областью возможного, желаемого. Кризис 30 лет как третье рождение личности.
57. Возможные пути бескризисного прохождения данного возраста.
58. Расцвет (середина жизни) как возраст огромной работоспособности и профессиональных достижений.
59. Специфика самореализации в профессиональной деятельности. Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.
60. Влияние истории жизненного пути на процесс старения.
61. Старость и одиночество.
62. Профилактика старения. Старость как социальная и психологическая проблема.