Menu

ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА

Дата публикации 11.04.2012

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

“КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

 

 

 

Подпись: УТВЕРЖДАЮ Ректор _______________М.Б.Астапов “___”__________2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩЕГО СЕМИНАРА

 

«МЕДИАЦИЯ КАК АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ МЕТОД РАЗРЕШЕНИЯ ПРАВОВЫХ КОНФЛИКТОВ»

 

 

 

 

 

 

Разработчики программы повышения квалификации:

 

        Власенко Наталья Владимировна, международно-сертифицированный медиатор, тренер по медиации, руководитель  представительства НП «Лиги медиаторов»  г. Санкт – Петербург в городе Краснодаре, адвокат, член Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург»

        Ореханова Галина Владимировна, сертифицированный медиатор, адвокат филиала №24 Краснодарской краевой коллегии адвокатов 

 

 

 

Краснодар

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

 

 

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

         1.1. Программа повышения квалификации «Медиация  как альтернативный метод разрешения правовых конфликтов» предназначена  для юристов, адвокатов, нотариусов, арбитражных управляющих, судей, консультантов по экономическим, юридическим, трудовым и семейным вопросам, специалистов кредитных организаций и банков по работе с долгами, коллекторских агентств, инвестиционных и консалтинговых компаний, общественных объединений по защите прав потребителей, психологов, конфликтологов, специалистов кадровых служб и др., заинтересованных в совершенствовании своих профессиональных навыков и развитии новых.

       1.2.Сферой применения слушателями полученных знаний является профессиональная деятельность юристов, адвокатов и других специалистов, которые по роду своей деятельности сталкиваются с необходимостью распознавать, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, в том числе, возникающие в экономических, гражданско-правовых, трудовых и семейных спорах и других спорах.

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ

 

         2.1.Нормативный срок освоения программы повышения квалификации составляет 16 часов.

2.2. Режим обучения – 2 дня по 8 часов (суббота, воскресенье).

Время проведения: с 10.00 до 17.00

2.3.Форма обучения – без отрыва от работы.

 

 

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Программа разработана с целью удовлетворения профессиональных потребностей специалистов – юристов, а также HR-специалистов и руководителей разных уровней в  совершенствовании компетенций в области профессиональной деятельности, связанной с разрешением конфликтов и эффективным управлением человеческими ресурсами (управления коммуникацией, переговорами). 

Специалист, освоивший программу повышения квалификации, должен:

3.1. обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способности:

·             ориентироваться в современной тенденции государственной политики в области альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)

·                       эффективно организовывать рабочий процесс на основе медиативного подхода (при решении конфликтов);

·             проектировать и внедрять процедуру медиации в условиях произошедших изменений в действующем законодательстве, установившем медиацию в качестве института российского права.

·             обеспечивать высокое качество результатов служебной деятельности;

·             проектировать индивидуальные стратегии спектра медиативных услуг;

 

3.2. владеть:

·      современными приемами предупреждения и разрешения конфликтов и разногласий в повседневной профессиональной деятельности;

·       современным технологическим инструментарием организации процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации);

·       искусством управления процедуры медиации и управления своим поведением;

·      средствами развития социально-личностных и  общекультурных компетенций  конфликтующих сторон.

 

3.3. уметь:

·      выступать посредником при решении конфликтов;

·      в зависимости от ситуации использовать наиболее приемлемые виды медиации,

·        профессионально подготовить и провести переговоры, установить и поддерживать процедуру 

·        свободно и грамотно использовать технологические приемы управления коммуникацией, переговорами

·        остановить и преобразовать агрессию участников 

·        проявить и обсудить со сторонами их истинные интересы 

·        проверить и подготовить предложение для другой стороны 

·        создать рабочий психологический климат 

·        контролировать выработку и принятие обязательств сторонами 

·      разумно использовать в повседневной жизни психологические методики решения конфликтов и успешно управлять своим эмоциональным состоянием;

·       использовать умения и навыки, позволяющие эффективно урегулировать споры и достигать договоренностей, построенных на консенсусе, в том числе при принятии сложных решений.

 

3.4. знать:

·                     содержание основных нормативно-правовых документов, раскрывающих задачи государственной политики  по внедрению медиации в практику деловых отношений и установлению в качестве обязательной досудебной стадии урегулирования правовых вопросов;

·          содержание компетентностного подхода в области альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации);

·          основы медиации как современной формы разрешения конфликтов в сфере гражданских и трудовых отношений, инструмента повышения эффективности управленческой деятельности и юридических практик;

·           особенности разрешения семейных, трудовых, экономических и других видов споров с помощью медиации.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. СТРУКТУРА  ПРОГРАММЫ

 

№ п/п

Наименование модулей

Всего

часов

В том числе:

Выездные занятия

лекции

Практические занятия (семинары -тренинги)

1.

Модуль 1. «Медиация как альтернативный метод разрешения правовых конфликтов»

16

16

 

3

 

 

 

 

 

Итого

16

16

 

 

 

Учебно-тематический план программы

«Медиация как альтернативный метод разрешения правовых конфликтов»

 

 

Наименование модулей, разделов

и тем

Всего

часов

В том числе

лекции

Практические занятия (семинары), лабораторные работы

Выездные

занятия

 

МОДУЛЬ 1. «Медиация как альтернативный метод разрешения правовых конфликтов»

 

 

 

 

Тема 1. Коммуникативные навыки и их роль в разрешении конфликтов (упражнения)

 

 

2

 

Тема 2. Переговоры в конфликте (упражнения)

 

 

2

 

Тема 3. Введение в медиацию

 

 

1

 

Тема 4. Принципы и стадии в медиации

 

 

1

 

Тема 5. Отличие медиации от других способов урегулирования правовых споров

 

 

1

 

Тема 6. Интересы и позиции сторон

 

 

2

 

Тема 7. Организационные аспекты работы медиатора

 

 

1

 

Тема 8. Техники ведения беседы и их возможности

 

 

2

 

Тема 9. Учебные медиации (каждый участник пробует себя в роли медиатора;ведется видеосъемка и проводится анализ отсмотренных материалов)

 

 

4

 

                                                                     Итого

16

16

 

 

 

 

Учебная программа по модулю 1

 

 

Наименование

модуля, разделов и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

МОДУЛЬ 1

«Медиация как альтернативный метод разрешения правовых конфликтов»

Тема 1. Коммуникативные навыки и их роль в разрешении конфликтов (упражнения)

Определение конфликта. Трудности коммуникации в конфликте, поведения в конфликте. Вербальное и не вербальное общение

Упражнения:  «Лошадь», «Рисование без обратной связи»

Тема 2. Переговоры в конфликте (упражнение)

Причины возникновения конфликта, динамика развития конфликта, формы разрешения конфликта.

Упражнения: «Скандал в коммунальной квартире», «Мебель»

Тема 3. Введение в медиацию

История развития медиации в России. Правовое регулирование медиации в России. Сферы применения медиации. 

Тема 4. Принципы и стадии  медиации

Добровольность, нейтральность, беспристрастность медиатора, равноправие сторон, конфиденциальность. Вступительное слово, презентация сторон,  дискуссия, кокус, подготовка проекта соглашения, выход из медиации

Тема 5. Отличие медиации от других способов урегулирования правовых споров

Сравнительная таблица процедуры медиации в решении правовых вопросов  судами общей юрисдикции, арбитражным судом, третейским судом;  ее преимущество и недостатки

Тема 6. Интересы и позиции в медиации

Интересы и позиции сторон как основа стратегии поведения в конфликте. Связь интересов с целями, потребностями, мотивами сторон.

Упражнения на выявление интереса и скрытой мотивации сторон: «Отправить дедушку в пансионат», «Девочка не ходит на физкультуру»

 

Тема7. Организационные аспекты работы медиатора

Обращение о проведении процедуры медиации, как найти (выбрать) медиатора (СРО, НП), основные правила процедуры медиации, конфликтологическое консультирование, ограничения использования медиации.

Тема 8. Техники  ведения беседы и их возможности.

Технология выявления интересов в медиации. Техники активного слушания: эхо-техника, развитие идеи, резюме

Упражнения: «Перескажи», «Хорошо ли Вы слушаете?»

Тема 9. Учебные медиации (каждый участник пробует себя в роли медиатора; ведется видеосъемка и проводится анализ отсмотренных материалов)

 

 

 Отработка навыков.

Ситуационные задачи: «Музыкант», «Парфюмер», «Свекровь», «Измена» и т. д. (на разные тематики)

Самостоятельная работа

Изучение слушателями учебно-методической литературы по вопросам медиации.

Используемые образовательные технологии

 

Семинар – тренинг с использованием мультимедийных презентаций, групповые дискуссии,  разработка учебных проектов (медиаций)  

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.      ФЗ РФ №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.

2.      ФЗ РФ № 194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4163.

  1. Европейский кодекс медиаторов (European Code of Conduct for Mediators). Принят на конференции в Брюсселе 02.06.04г.
  2. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 “О программе подготовки медиаторов”.

5.      Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры в ситуации конфликта: учеб. пособие. СПб., 2010.

6.      Аллахвердова  О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры в ситуации конфликта: учеб. Пособие. СПб., 2010.

7.      Аллахвердова О.В., Иванова Е.Н. История развития медиации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Вып. 2. Часть II. СПб., 2007.

8.      Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах / Пер. с нем. Н.В. Маловой. Калуга: Духовное познание, 2004.

9.      Газл Ф. Конфликтменеджмент. Настольная книга руководителя и консультанта  / Пер. с нем. Калуга: Духовное познание, 2002.

10.  Гервиц И. Медиация что это такое? // Юридический вестник, 2003. № 3.

  1. Давыденко Д.Л. Из истории примирительных процедур в Западной Европе и США // Вестник ВАС РФ. 2004. № 1.
  2. Журнал  «Медиация и право.  Посредничество и примирение». 2006-2012 г.г.
  3. Клеандров М.И.  Экономическое правосудие в России:  прошлое, настоящее, будущее.  М., 2006.
  4. Князев Д.В. История развития института мирового соглашения в российском гражданском праве // Современные проблемы гражданского права и процесса: Сборник статей. Новосибирск, 2004. Вып. 2.

15.  Кроули Д. и Грэм К. Медиция для менеджеров. М., 2010.

  1. Кудрявцев В.Н. Юридическая конфликтология. М., 1995.

17.  Макаров Н.И. Шаг к правовому государству // Медиация и право, 2006. №2.

18.  Маслоу А.Г., Дальние пределы человеческой психики. М., 2006

  1. Медиация в России. От слов – к делу. Материалы 2-й международной конференции «Медиация. Альтернативные методы разрешения споров, и их значение в совершенствовании деловой и корпоративной этики». М., 2007.

20.  Материалы IV Международной конференции «Медиация – инвестиция в будущее». 27.10.2011 г. – 29.10.2011 г. Москва  / http: // www.mediationconference.org.

  1. Паркинсон Л. Семейная медиация. М., 2009.
  2. Пель. М. Приглашение к медиации. М., 2009.
  3. Петровская Л.А.  Общение –  компетентность-тренинг:  Избранные труды. М., 2007

24.  Сасскайнд Л., Шамликашвили Ц., Демчук А. Менеджмент трудных решений в XXI веке. М., 2009.

  1. Скворцов О.Ю.,  Третейское разбирательство предпринимательских споров в России: проблемы,  тенденции, перспективы. М., 2005.
  2. Худойкина Т.В.,  Юридическая конфликтология:  от исходных позиций теории до практики разрешения и предупреждения юридического конфликта. Саранск, 2001.
  3.  Черепухин А.В. Система альтернативного разрешения конфликтов. Харьков, 2001.
  4. Шамликашвили Ц. Медиация как метод внесудебного разрешения споров. М.: МЦУПКЛ, 2006.
  5.  Шамликашвили Ц. Медиация в России:  от слов –  к делу:  материалы второй международной конференции  «Медиация.  Альтернативные методы разрешения споров,  и их значение в совершенствовании деловой и корпоративной этики».М.:  МЦУПК, 2007
  6. Шамликашвили Ц.А.  Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. М.:  МЦУПК, 2010.

 

1.