15 декабря 2025 года в АНОО Гимназия “Лидер” студенты 2 группы 5 курса ПОНБ юридического факультета им. А.А. Хмырова реализовали социально-просветительский правовой проект «Студенты – школьникам «Цифровой след».
Студенческий проект – это инициатива, в рамках которой студенты-юристы проводят серию интерактивных занятий для школьников 7-11 классов. Цель данной части проекта – в доступной форме научить подростков правовым основам безопасности в цифровом пространстве, развить критическое мышление и ответственное, соответствующее действующему законодательству, поведение в сети. Проект реализуется по инициативе и под руководством члена Общественной палаты города Краснодара, кандидата юридических наук, доцента кафедры конституционного и административного права Марины Михайловны Курячей.
Целевой аудиторией стали учащиеся 7-8 классов Гимназии «Лидер». В ходе встречи будущие юристы обсудили с школьниками, какое место интернет занимает в жизни современного человека и какие риски сопровождают повседневное использование цифровых технологий. Студенты подчеркнули, что сегодня Сеть стала неотъемлемой частью реальности: через интернет люди учатся, работают, общаются, совершают покупки и получают новости. Однако вместе с удобством и новыми возможностями возрастает и угроза утраты личной безопасности.
В рамках проекта студенты представили результаты проведенного ими в сентябре-октябре текущего года опроса, в котором приняли участие 530 школьников города Краснодара. Опрос показал, что большинство школьников активно пользуется интернетом для учёбы и общения, но при этом плохо понимают, что такое пассивный цифровой след. Многие учащиеся признались, что не задумываются о том, какую информацию о них могут видеть учителя, родители или посторонние лица, и какие данные собираются без их ведома.
Интересным моментом встречи стало осознание учащимися того, что каждый пользователь интернета неизбежно оставляет цифровой след, даже если не публикует контент намеренно. Поэтому отдельное внимание было уделено понятию цифрового следа и его видам. Студенты подробно рассказали об активном цифровом следе – данных, которые человек оставляет осознанно, и о пассивном, который формируется автоматически через гаджеты, файлы-cookie, историю поиска, геолокацию и онлайн-активность. Именно пассивный цифровой след, по словам выступающих, представляет наибольшую опасность, поскольку может использоваться для слежки, манипуляции и совершения преступлений.
Кроме того, школьников познакомили с основами правового регулирования защиты персональных данных в Российской Федерации и напомнили о простых, но важных правилах безопасного поведения в интернете: создании надёжных паролей, осторожности при переходе по ссылкам, настройке приватности в социальных сетях, защите устройств и умении распознавать мошеннические схемы.
В рамках встречи состоялись:
интерактивная лекция, разбор реальных ситуаций, практикум по настройке приватности в соцсетях, тренинг по распознаванию мошенничества, игра по определению активного и пассивного цифрового следа, дискуссия о цифровом следе и репутации.
Мероприятие прошло в формате живого диалога и вызвало активный интерес у школьников.
«Важность подобных мероприятий сложно переоценить: они не просто информируют, а формируют культуру безопасного и ответственного использования цифровых технологий у поколения, для которого онлайн-среда является естественной средой обитания», – отметила директор Гимназии Ольга Алексеевна Гогуа, также она подчеркнула, что – «студенты, как молодые взрослые, вызывают больше доверия у подростков, чем учителя или родители. Они говорят на одном языке, сталкиваются с похожими цифровыми вызовами и могут привести актуальные примеры из собственного опыта, именно поэтому сегодняшний проект студентов юрфака Кубанского госуниверситета для наших учеников не просто полезен, а необходим!»