25 февраля на юридическом факультете Кубанского Государственного Университета среди студентов первого курса прошло очередное заседание научного студенческого кружка – «Конституционалист». На этой встрече студентами были затронуты актуальные проблемы современного мира, которые, действительно, требуют внимания.
Ксения Кисиль выступала первой, с её докладом на тему «Право человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Было отмечено, что согласно ч.2 ст.23 Конституции РФ: «каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Также Основной закон устанавливает, что ограничение такого права человека допускается только на основании судебного решения. Был перечислен ряд законов федерального уровня, именно они законодательно закрепляют право человека на неприкосновенность частной жизни. Зачастую вмешиваться в личную жизнь человека путем тщательного изучения его сообщений, прослушивания переговоров просто необходимо в таких случаях, когда бездействие приведет к непоправимым последствиям. С одной стороны, государство призвано обеспечивать защиту граждан, а значит, предотвращать террористические акты, не допускать в социальных сетях возможность травли, совращения малолетних, призывов к суициду. Однако, с другой, какой же существует легальный способ получения нужных материалов для предоставления их в суд? В Российской Федерации органы Федеральной Службы Безопасности имеют доступ к ключам шифрования от некоторых социальных сетей: WhatsApp, Одноклассники, ВКонтакте. Так они могут отследить сообщения, необходимые для извлечения информации. Но И ФСБ в том числе могут извлекать информацию о личной жизни человека из сети Интернет только с разрешения Суда.
Аудитория остро отреагировала на данную тему. Дмитрий Редькин: «Как наши номера телефонов оказываются у различных компаний, которые постоянно звонят и предлагают рекламу или предоставление услуг? Разве не считается это вмешательством в личную жизнь?». Ашот Косян рассказал студентам историю, коснувшуюся его самого, он стал жертвой пассивной рекламы: «Говорил с родителями о поломке пианино, при этом ничего не искал в поисковике, на следующий день обнаружил рекламу музыкального инструмента, которая предлагался как в поисковике, так и в социальных сетях». Марк Гончаров отметил, что в скором времени государство должно более конкретно урегулировать законодательство в сфере информационного пространства, так как наша жизнь развивается очень быстротечно. Буряновой Елизаветой было внесено предложение о создании некоего робота, искусственной системы, которая могла бы с согласия граждан государства считывать необходимую информацию с их гаджетов. «Это станет легальным», – утверждает Елизавета, «никакой другой человек уже не будет, как сейчас, иметь доступ к тайне ваших переписок и переговоров».
Со следующим докладом на тему «Актуальные вопросы агитационной деятельности кандидатов и избирательных объединении» выступили Ефимова Валерия и Куцурова Деспина. Они затронули важную актуальную тему – агитационная предвыборная деятельность. Российское законодательство касательно этого вопроса основано на международных документах. Основным нормативным правовым актом в сфере избирательного права является Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и участие в референдуме граждан Российской Федерации»» от 12.06.2002 N67-ФЗ. Студентки по порядку изложили проблемы, которые могут возникнуть во время предвыборной агитации.
Агитационный период для избирательного объединения, согласно ст.49 данного закона, начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов, а прекращается агитационный период в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.
Существуют особенности наружной рекламы, например, баннеров. Важнейшим условием его существования является указание ФИО и должности кандидата.
Проблема, которая явно прослеживается в российском законодательстве, по мнению докладчиков, это отсутствие критериев разграничения агитационной и неагитационной деятельности. Студентки в настоящее время в предвыборной агитационной деятельности Российской Федерации выявили следующие нарушения:
– подкуп избирателей – нарушение принципов равного и тайного голосования;
– неправильное подписание избирательных бланков.
Елена Ольховская предложила юридически закрепить политическую рекламу, как один из видов агитационной деятельности.
Слушателями было предложено ужесточить санкции за нарушение правил предвыборной агитации. Ребята сделали вывод, поняв, насколько важно правовое воспитание человека со школьных лет, дабы сформировать правовую культуру граждан РФ в целом, ведь только так, как считают первокурсники, возможно избежать многих проблем в избирательном праве в том числе.